Предыстория
Идею использовать электростатические силы для распределения пигмента по поверхности окрашиваемого предмета трудно назвать новой — однако в виде промышленной технологии покраска металла порошковой краской сформировалась недавно, всего лишь во второй половине XX века. Можно даже сказать конкретнее: практически в нынешнем виде технология была предложена швейцарской компанией GEMA в начале семидесятых. Другое дело, что за прошедшее время очень большую работу пришлось проделать химикам, постоянно совершенствующим старые и изобретающим новые порошковые составы, способные воплотить покрытия с ранее недостижимыми потребительскими свойствами.
Как это делается
В общих чертах порошковая покраска изделий происходит всегда примерно одинаково: сначала поверхность металлического предмета тщательно готовится/зачищается от загрязнений, продуктов коррозии или же остатков предыдущих покрытий. Этот процесс можно осуществить как химически (различными смывками, растворителями и едкими составами), так и чисто механически (например, абразивоструйной обработкой) — на практике же выбор определяется типом загрязнений и состоянием самой поверхности, причём оба способа подготовки можно применить вместе, последовательно.
Собственно процесс формирования слоя выглядит следующим образом: подготовленный предмет закрепляется на заземлённом подвесе в беспылевой камере, где затем с помощью «электропистолета» начинается процесс напыления мелкодисперсного спецпорошка на его поверхность. Электростатическое воздействие на частицы гарантирует, что слой порошка ляжет на поверхность тонким равномерным слоем, без «дыр» — и при этом мимо изделия «пролетят в никуда» лишь доли процента от использованного состава.
После завершения формирования порошкового слоя обработанное изделие аккуратно транспортируется в особую термокамеру-печь, где в соответствии со свойствами/типом порошка происходит термообработка (обычно она осуществляется в диапазоне температур от ~160°C до ~240°C). При этом происходит физико-химическая «сшивка» между соседними микрочастицами — т.е. не просто «плавление», а полимеризация/структуризация использованного состава, с формированием единого покрытия, лишённого дефектов. Если в этом есть необходимость, процедуру нанесения/фиксации можно повторить несколько раз, меняя типы порошков и тем самым создавая многослойные покрытия — например, именно так делается популярное у автолюбителей покрытие колёсных дисков «под хром».
Добавить комментарий