• Стройка и ремонт с нуля до успешного финиша
  • Пошаговые мастер-классы с фото и видео
  • Контролируем рабочих или делаем своими руками
  • Калькуляторы для расчета материалов

От вокзала — до природного парка

Опубликовано: 17.09.2015

В столице Среднего Урала завершился традиционный смотр-конкурс архитектурных и дизайнерских работ, творчества молодых архитекторов, дизайнеров и студентов Уральского федерального округа. Проводили состязание Свердловская и Челябинская организации Союза архитекторов России при активной помощи министерства строительства и ЖКХ Свердловской области, Уральской государственной архитектурно-художественной академии, корпорации «Атомстройкомплекс». Было представлено свыше 130 проектов, часть из которых экспонировалась в Доме кино, Доме архитектора и Музее истории архитектуры и промышленной техники Урала.

Основной конкурс архитектурных и дизайнерских работ проходил по семи разделам. Высшую оценку и главный приз «Рука Мастера» получили пять работ, в том числе уже реализованный проект реконструкции и реставрации первого железнодорожного вокзала в Екатеринбурге. Инженерное обследование этого здания, комплексные научные исследования, генплан, проект зон охраны и проект реставрации выполнял институт «УралНИИпроект» совместно с архитектурно-реставрационным объединением «Ордер». На счету сотрудников института еще несколько наград конкурса, о которых рассказывают сами авторы проектов.

4_ymh5

Александр Владимирович Долгов, директор института «УралНИИпроект»:

– Наш институт участвует в подобных творческих соревнованиях не первый раз. Нынешний вырос из прежнего конкурса, в котором участвовали только молодые архитекторы, студенты вузов. Поднялся общий уровень работ, заметно прибавилось участников. На таких конкурсах можно взглянуть на свои работы со стороны и узнать мнение коллег, что очень важно. В прошлом году конкурс проводился в Челябинске, в нем наш институт также участвовал.
Замечу, что лучшие работы уральских архитекторов попадают на Фестиваль зодчества в Москве. Так, нынче в столицу уехали восемь наших работ. Наш проект реставрации первого железнодорожного вокзала в Екатеринбурге удостоен столичной «бронзы» в номинации «Постройки» – наиболее сложной и престижной. Диплом в номинации «Градостроительство» получил проект зон охраны и использования земель историко-культурного назначения «Соровские озера».
Напомню, что первый железнодорожный вокзал в Екатеринбурге был построен в 1878 году по проекту архитектора Петра Павловича Шрейбера. С 30-х и вплоть до 90-х годов прошлого века здание использовалось как воинский вокзал. Полная реконструкция здания и реставрация его фасадов с приспособлением под музей истории техники Свердловской железной дороги проведены к ее 125-летию, которое торжественно отмечалось в 2003 году.

wpid-futuristicheskiy-vokzal

Проект вокзала выполнялся в творческом содружестве с ведущим архитектором-реставратором предприятия «Ордер» Ириной Анатольевной Сидоровой. В качестве генпроектировщика выступало ГУП «Уралжелдорпроект». Строительство и монументально-художественные работы выполнял Екатеринбургский художественный фонд, являющийся генподрядчиком.
Кроме архитекторов, хотелось бы отметить инженеров нашего института. Обследование старого здания вокзала проводилось под началом Валерия Владимировича Кисельникова, плодотворно поработали конструкторы под руководством Нины Васильевны Костроминой.

Оценивая проделанную работу, хочу сказать, что объект был непростой. Но строители пришли раньше архитекторов и сразу начали переделку здания. Хорошо, что мы вовремя сумели убедить руководство Свердловской железной дороги в необходимости более тщательной подготовки реконструкции. Благодаря помощи искусствоведа Светланы Валерьевны Чинеевой в Санкт-Петербурге удалось отыскать чертежи архитектора Петра Павловича Шрейбера. Кроме того, использовали старые фотографии. Архивные материалы во многом помогли нам сохранить первозданный облик вокзала.

wallpaper-2581526

Особое беспокойство вызывала кровля здания. Однако мы настояли на том, чтобы сохранить деревянные перекрытия и не менять их на железобетон. Иначе бы стены не выдержали большого веса. Восстановлены флюгера, ограждения, гребни, дымовые трубы. Сложно обстояло дело с водоотводом. Подвал здания был затоплен, а это могло привести к сносу здания. Однако инженерная смекалка позволила сохранить его для потомков. Надеюсь, что обновленный старый вокзал простоит еще сто лет.
Надо сказать, что музейный комплекс, открытый в ноябре прошлого года, до сих пор действует не в полном объеме. Сейчас в завершающей стадии находится реставрация северного фасада здания вокзала. К концу 2004 года посетителей примет вторая часть экспозиции.

Александр Владимирович Крупенников, главный специалист архитектурного отдела института «УралНИИпроект»:

– Проект квартала «Новый Парковый», разработанный заведующим архитектурным отделом Андреем Борисовичем Кощеевым, архитектором Артемом Валерьевичем Алендеевым и мной, получил «серебряный» диплом по разделу «Общественные комплексы, здания, сооружения». Заказчик проекта – ООО «СМУ «Уралмаш». Награду получили за оригинальное планировочное решение жилой зоны.

modern-glass-buildings-with-modern-buildings-beautiful

Новый квартал Екатеринбурга расположен в границах улиц Машинная – Луганская – Малое транспортное кольцо – река Исеть – улица Циолковского. Территория имеет высокую градостроительную ценность, поскольку размещается на пересечении двух крупных транспортных магистралей общегородского значения, обеспечивающих доступ к центру города, выход к аэропорту «Кольцово», Челябинскому и Тюменскому трактам. С южной стороны к микрорайону примыкает промышленно-коммерческая зона, с запада – крупный жилой микрорайон. Через пруд микрорайон имеет выход к Центральному парку культуры и отдыха. Для нового строительства может быть выделен участок площадью около 11 гектаров.
Территория с точки зрения градостроения – сложная. Она разделена, во-первых, ЛЭП и, во-вторых, городским канализационным коллектором. Кроме того, микрорайон расположен на въезде в город со стороны аэропорта «Кольцово». Здесь запланированы физкультурно-оздоровительный комплекс и торгово-развлекательный центр, которые должны расположиться по обе стороны от центральной магистрали. Торговые сооружения входят в единый архитектурный ансамбль застройки микрорайона.

dscn0134

Непростые условия предопределили задачи, решаемые в ходе проектирования: формирование высокоплотной жилой застройки с набережной паркового типа, использование рельефа местности. С учетом рельефа территория делится на две части внутрирайонным проездом, связанным с общегородскими магистралями.
В первой части, примыкающей к берегу пруда, размещены две группы высотных домов башенного типа в 22–24 этажа с единой стилобатной частью и подземными гаражами, а также набережная с местным транспортным проездом. Вторая часть расположена между внутрирайонным проездом и общегородской магистралью. Здесь находятся общественно-коммунальная зона и жилой комплекс переменной этажности – от 5 до 25 этажей – с многоэтажным паркингом. Всего намечено построить семь высотных домов.
Все жилые группы обеспечены необходимыми придомовыми территориями, парковками и объектами социально-бытовой сферы. Заметно преобразится и набережная городского пруда. В целом на каждого жителя квартала планируется по шесть квадратных метров зеленых насаждений. Всего здесь будет проживать более четырех тысяч человек.

Фаина Константиновна Багаутдинова, главный архитектор проекта института «УралНИИпроект»:

de622ccs-960

– Нашему проекту реконструкции фасадов киноконцертного театра «Космос» была присуждена серебряная награда по разделу «Реконструкция и реставрация историко-архитектурной среды». Руководитель творческого коллектива – академик РААСН Геннадий Иванович Белянкин. А работали над проектом вместе со мной архитекторы Александр Вырлан, Алексей Лобанов, Семен Сорокин, Павел Ложкин.
Обязательно хочется отметить группу конструкторов под руководством Нины Васильевны Костроминой. Это Юрий Константинович Полузадов, Людмила Александровна Прохорова, Елена Аркадьевна Еремеева. Никогда идеи архитекторов не будут реализованы без поддержки конструкторов. В проекте реконструкции «Космоса» именно они сумели «привязать» полет нашей фантазии к конкретным конструкциям и материалам.
Генеральным проектировщиком реконструкции киноконцертного театра «Космос» являлся институт «Уралгражданпроект» при участии института «УралНИИпроект».
На первом этапе у нас было много предложений, которые охватывали реконструкцию всего комплекса зданий, включая и ресторан. Но в итоге было принято решение только о реконструкции фасада театра «Космос» с радикальным изменением входной группы.
Архитектурно-художественный образ здания киноконцертного театра «Космос» формировался по принципу «уйти из тесной коробки сцены на улицы», высказанному известным театральным режиссером Мейерхольдом. Корректное использование элементов декораций сцены в формировании главного фасада и входной группы позволило психологически подготовить зрителя к масштабности проводимых зрелищных мероприятий. А также сформировать монументальный образ здания театра.

bilet_na_samolet_nottingham2

Трехчастное композиционное решение – арка, навес, входная группа – постепенно приближает посетителей «Космоса» к экрану, где смонтирован барельеф женской фигуры из алюминиевого сплава. Нижние «летающие тарелки» стеклянного навеса установлены на мощные балки, который, таким образом, смотрится очень прочно и надежно. Пока еще не смонтирована надпись «Киноконцертный театр», но и она скоро появится.

Надежда Николаевна Титова, заместитель директора института «УралНИИпроект» по науке:

– Местная политика на северных территориях в последние годы поменялась, в частности в Ханты-Мансийском автономном округе. Люди живут там постоянно, им нужна развитая культурная среда. Один из способов культурного обогащения – внесение элементов национальной культуры в городскую среду. Некоторое время назад мы выполнили подобную работу в районе озера Большое Каюково. Теперь вот территория Соровских озер, проект зон охраны и использования которой удостоен «бронзового» диплома смотра-конкурса архитектурных и дизайнерских работ.
Наш авторский коллектив состоит из архитекторов Алены Дроган, Софьи Ляховецкой, Марины Грядовой, Натальи Шишкиной. Институт заключил договор с муниципальным учреждением «Центр историко-культурного наследия Нефтеюганского района», руководит которым Георгий Петрович Визгалов. Перед нами стояла тройная задача: охрана природы, сохранение археологических памятников, раскрытие этнографических особенностей жизни хантов.

20142202140525

Объекты историко-культурного наследия в Нефтеюганском районе представлены памятниками археологии и объектами традиционной культуры хантов. Это древние селища, городища, могильники, жилые и хозяйственные постройки, культовые и памятные места. Возраст наиболее древних памятников насчитывает несколько тысячелетий. Большая часть объектов историко-культурного наследия найдена в южной, юго-восточной части района. Именно эти территории еще не подверглись воздействию нефтедобывающих предприятий и были рекомендованы для создания природного парка «Пунси». Несколько лет Центр историко-культурного наследия ведет исследовательскую работу на двух участках этой территории.
Первый участок – окрестности озера Соровского – объявлен землями историко-культурного назначения. На сегодняшний день здесь обнаружено несколько десятков археологических памятников. Не потревоженная природа, наличие исторических памятников являются предпосылками для создания здесь экскурсионного маршрута по археологии и экологии. Второй участок, где мы работали раньше, это озеро Большое Каюково, в окрестностях которого сохранился комплекс традиционных хозяйственных и жилых построек, промысловых и культовых объектов хантов.

821-geros-linksmos-kasdien-dykai-lt

Наш авторский коллектив провел для данной территории обширную методическую работу. Проделан подробный анализ сегодняшней ситуации, разработана концепция территориального освоения района с учетом того, что администрация района целенаправленно занимается планированием перспективного использования земель. Так, мы выполнили зонирование территории. Первая зона – археологический музей – 200 гектаров. Вторая – природный комплекс «Соровские озера» – 3,5 тысячи гектаров. Третья зона – охраняемый ландшафт – 17, 7 тысячи гектаров. Четвертая – охраняемый озерный бассейн – 321 тысяча гектаров.
С точки зрения культурного освоения территории вокруг Соровского озера, также, на мой взгляд, делается немало. Намечено создание усадьбы смотрителя, научной станции археологов, детского археологического лагеря, гостиничного комплекса. В недалеком будущем здесь будет создана вся необходимая инфраструктура для научного и фольклорного туризма. Предполагаемая протяженность маршрута – около трех километров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

gepatit.otvali.ru